Издание: Росбизнеконсалтинг
Ссылка на первоисточник: http://top.rbc.ru/business/03/03/2015/54f5e4b69a79476e34a46652
О том, что первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил внести изменения в законодательство, которые бы сделали обязательными и для ретейлеров, и для поставщиков достигнутые в Кодексе добросовестных практик договоренности, РБК рассказали несколько участников встречи с зампредом правительства. Совещание у Шувалова, прошедшее во вторник, было посвящено состоянию российского продовольственного рынка и проходило в рамках заседания Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.
Встречу посетили представитель Министерства сельского хозяйства, замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов, несколько губернаторов, главы крупнейших производственных и торговых компаний, к примеру, основатель сети Сергей Галицкий и глава ГК «Дикси» Илья Якубсон. На встрече, длившейся около часа, участники обсуждали текущие проблемные для отрасли вопросы. По словам исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрея Карпова, Игорь Шувалов считает, что часть решений, принятых в рамках реализации Кодекса добросовестных практик и реально работающих, уже могли бы быть внесены в законодательные акты. «Мы с вами должны поддерживать лучшие стандарты поведения на рынке», – цитирует заявление Шувалова пресс-служба вице-премьера по итогам совещания. Официальный представитель первого секретариата вице-премьера Игоря Шувалова уточнил, что представителям крупных и малых сетей, производителям продукции и оптовикам было предложено подготовить свои предложения по внесению отдельных положений Кодекса добросовестных практик в закон «О торговле» в течение недели.
С предложением внести в закон о торговле положения, предусмотренные кодексом, выступили поставщики, рассказал РБК руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. От лица поставщиков и Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС) на совещании это предложил глава «Союзмолока» Андрей Даниленко, уточняет Юшин. «Шувалов сказал, что это хорошая идея, и предложил МЭС в течение недели предоставить в правительство свои предложения о том, какие именно нормы Кодекса добровольных практик должны стать нормами закона», – уточняет глава национальной мясной ассоциации. По его словам, сейчас далеко не все сети и поставщики подписали этот кодекс, и выполняют его далеко не все, даже подписавшие, – и со стороны сетей, и со стороны поставщиков, признался Юшин. «Нужно оценить, какие именно нормы Кодекса действительно важны для поставщиков и ретейлеров и принудить обе стороны выполнять эти практики. А Кодекс может продолжать жить и дальше, пополняясь новыми правилами и нормами», – считает он. «Мы активно участвовали и в создании Кодекса добросовестных практик, и было бы логично, чтобы то, о чем мы договорились с сетями, было закреплено законодательно», – сообщил председатель правления отраслевой ассоциации «Союзмолоко» Андрей Даниленко. Карпов из АКОРТ также уверен, что решения, которые смогла сформировать отрасль и которые доказали свою эффективность вполне могут стать законодательным актом. «Еще на стадии проработки кодекса предполагалось, что когда-то в будущем он может стать частью законодательной практики», – объясняет Андрей Карпов. «Важно то, что Шувалов впервые озвучил возможность внесения изменений в закон «О торговле», раньше он их в целом не поддерживал», – отмечает один из участников совещания.
Джентльменское соглашение
О подготовке документа под названием «Кодекс добросовестных практик» стало известно в ноябре 2011 года. Кодекс разрабатывался на базе Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка, в его подготовке участвовали Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет федеральные торговые сети), Национальная мясная ассоциация, Ассоциация производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз», Национальный союз производителей молока «Союзмолоко», «Русбренд», а также объединения малого и среднего бизнеса. По словам инициаторов создания документа, кодекс был призван «снять самые острые противоречия, возникающие между ретейлерами и поставщиками в рамках соблюдения закона «О торговле» (вступил в силу в феврале 2010 года). Спустя почти год, в октябре 2012 года документ прошел согласование в ФАС. Положения кодекса, подписанного крупнейшими ретейлерами и большинством отраслевых ассоциаций поставщиков, предусматривают применение процедур, не прописанных в федеральном законе. Например, в кодексе прописан срок согласования изменения цены, который не должен превышать 45 дней, а также дается двухнедельный срок, чтобы выразить свое несогласие с обоснованием изменения цены. В документе прописаны сроки уведомления о выводе продукции из ассортиментной матрицы, закреплено положение о том, что до момента официальной даты вывода продукции стороны должны выполнить все взаимные обязательства. В отношении маркетинговых акций кодекс предусматривает согласование их проведения и предоставление исчерпывающей отчетности со стороны сети о подобных мероприятиях, для недопущения принуждения со стороны сетей поставщиков к участию в подобных акциях. В перечне добросовестных практик указано, что сети должны сами удовлетворять жалобы потребителей на качество продукции, без требования возмещения затрат с поставщиков, если сеть не сможет доказать, что товар был некачественным еще до его передачи в магазин. Также была создана комиссия по применению кодекса, чьей задачей является разрешение споров между сторонами.
Что стоит внести в закон о торговле
Опрошенные участники отрасли в основном называют сразу несколько положений Кодекса, которые, по их мнению, заслуживают быть прописанными в законе «О торговле». Важными отмечаются такие положения, как ограничение суммы штрафов за недопоставку товара в размере не более 15% от недопоставки. В случае недопоставки 5% штраф вообще не накладывается. Раньше штрафные санкции у всех сетей были разными, напоминает Андрей Карпов. Директор по развитию ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков среди эффективных положений также называет привязку ретробонуса к реальному объему продаж, предсказуемость процедуры вывода товара из ассортиментной матрицы сети, признание недобросовестной практики фиктивных договоров по продвижению товаров и ограничение сроков принятия цен. Председатель МЭС и председатель комитета ТПП по развитию потребрынка Александр Борисов пока не комментирует то, какие части практик Кодекса будут внесены на рассмотрение правительства. Однако говорит, что компромисс между торговыми сетями и поставщиками в рамках Совета найден не по всем нормам Кодекса, и может быть найден только в ходе обсуждения. «В ближайшее время мы будем обсуждать все возможные варианты, чтобы понять, какие именно нормы мы можем предложить», – говорит он. По мнению Борисова, вряд ли сети согласятся принять те формулировки, которые есть в законопроекте об изменениях в закон о торговле, предложенных Ириной Яровой, – например ограничение бонусов и маркетинговых акций, считает он. «Сейчас, независимо от точки зрения сторон, на рынке сложилась некая стабильность, которая позволяет принимать решения в том числе по заморозке цен, но если предлагаемые поправки вступят в силу, и баланс интересов пошатнется, пострадают все», – уверен он.