На XVI заседании Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик приняла ряд решений, направленных на исключение из делового оборота недобросовестных и применение добросовестных практик при установлении торговыми сетями и поставщиками штрафных санкций за недопоставку или несвоевременную поставку (неполный или несвоевременный прием) товаров, согласования сторонами количества и/или других параметров заказа, условий изменения цен. По отдельным вопросам Комиссия проинформирует участников рынка об использовании ими недобросовестных практик и необходимости отказа от их использования.
Комиссия приняла решение считать недобросовестной практикой установление совокупной величины штрафных санкций за недопоставку или несвоевременную поставку (неполный или несвоевременный прием) каждого конкретного артикула товара (в том числе под собственным товарным знаком торговой сети или в рамках реализации мероприятий по продвижению потребительских товаров) в размере более 15% от общей стоимости недопоставленного (недопринятого) конкретного артикула товара, а также применение таких штрафных санкций, если стоимость конкретного артикула недопоставленного (несвоевременно поставленного) или непринятого (несвоевременно принятого) товара составляет менее 5% стоимости соответствующего артикула товара в составе заказа.
Также Комиссия приняла решение считать недобросовестной практикой отсутствие в договоре возможности согласования поставщиком количества и/или других параметров и подтверждения заказа, размещенного торговой сетью, в том числе при использовании электронной системы документооборота, в случаях, если заказ на поставку продовольственных товаров размещен торговой сетью не в соответствии с ранее согласованным сторонами планом поставок, в котором предусматриваются объемы заказов продовольственных товаров с разбивкой по временным периодам, либо вне пределов согласованного минимального и максимального объема одного заказа в пункт доставки.
Кроме того, Комиссия признала недобросовестной практику навязывания контрагенту установления фактически выплачиваемой (независимо от выполнения условий договора поставки) величины штрафных санкций за недопоставку или несвоевременную поставку (неполный или несвоевременный прием) товаров в процентах от товарооборота.
Рассмотрев вопрос о навязывании согласования штрафов, Комиссия приняла решение считать недобросовестными практику навязывания контрагенту согласования оспариваемых им штрафов через остановку оплат дебиторской задолженности или поставок по договору поставки, а также практику отсутствия в договоре поставки схемы и механизма урегулирования разногласий и разрешения споров относительно величины и порядка применения санкций, в том числе путем зачета встречных однородных требований в отношении неисполненных или ненадлежаще исполненных обязательств.
Также Комиссия приняла решение считать недобросовестной практикой установление в договорах поставки не соответствующих статье 8 Кодекса добросовестных практик условий пересмотра цен, сроков согласования новых цен или сроков, в течение которых требуется продолжение осуществления заказов или поставок по прежним ценам, в случае отклонения торговой сетью или поставщиком предложенного второй стороной изменения цен.
Глава представительства «МЕТРО АГ», Председатель комитета АКОРТ по этике, HR и информационной политике Григорьев Алексей Евгеньевич прокомментировал решения Комиссии: "В условиях, когда в рамках Межотраслевого экспертного совета в финальную стадию вступает работа по адаптации Кодекса добросовестных практик к новым реалиям продовольственного рынка России, очень важно, что Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик смогла принять принципиальные и вместе с тем взвешенные решения. Уверен, что они послужат своеобразным «мостом», соединяющим применение действующего Кодекса добросовестных практик с его новой редакцией. Она, надеюсь, в скором времени станет основой для взаимодействия широкого круга участников рынка и, разумеется, для деятельности самой Комиссии".
Статс-секретарь, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов прокомментировал решения Комиссии: "Министерство промышленности и торговли Российской Федерации на протяжении многих лет осуществляет мониторинг интеграции решений Комиссии в деловой оборот. Тот факт, что ее решения каждый раз затрагивают разноплановые аспекты взаимоотношений поставщиков и сетей, подтверждает эффективность такого механизма, как саморегулирование. Все понимают необходимость выработки добросовестных принципов поведения и значимость их повсеместного соблюдения участниками рынка".
Руководитель Российской системы качества Максим Протасов прокомментировал решения Комиссии: "На прошедшем заседании Комиссия приняла комплекс полезных для рынка решений, которые должны гармонизировать процессы планирования заказов, исключить возможность навязывания дополнительных штрафов и, как следствие, потенциальных конфликтов между игроками. Эти решения, безусловно, помогут наладить качественную, взаимовыгодную работу. Очень важно, чтобы они соблюдались всеми участниками профессионального сообщества".