На XVII заседании Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик приняла ряд решений, направленных на исключение из делового оборота недобросовестных и применение добросовестных практик при установлении торговыми сетями и поставщиками штрафных санкций за недопоставку или несвоевременную поставку (неполный или несвоевременный прием) товаров, согласования сторонами количества и/или других параметров заказа, проведения взаимозачетов и установления остаточных сроков годности товаров. По отдельным вопросам Комиссия проинформирует участников рынка об использовании недобросовестных практик и необходимости отказа от них.
Комиссия приняла решение считать недобросовестной практикой установление штрафных санкций за несвоевременную поставку (приемку) товаров при отсутствии ответственности за несвоевременную приемку (поставку) товара, так как такая практика не способствует оптимизации издержек на производство, хранение, доставку и реализацию товаров.
Также Комиссия приняла решение считать добросовестной практику проведения взаимозачетов по оспариваемым контрагентом штрафным санкциям по договору поставки только с его письменного согласия (признания, акцепта) и считать недобросовестной практику отсутствия в договоре поставки схемы и механизма урегулирования разногласий и разрешения споров относительно величины и порядка применения санкций с указанием сроков уведомления и оспаривания штрафных санкций, в том числе путем зачета встречных однородных требований в отношении неисполненных или ненадлежаще исполненных обязательств.
Кроме того, Комиссия признала добросовестной практику закрепления в договорах между торговыми сетями и поставщиками унифицированного подхода по порядку проведения торговыми сетями аудита производственных предприятий с обязательным согласованием его периодичности, содержания, стоимости и порядка распределения расходов между сторонами договора.
Для оптимизации издержек на производство, хранение и доставку товаров Комиссия сочла целесообразным дополнить решение по типовой ситуации "Установление остаточного срока годности товаров на момент поставки" и считать добросовестной такую практику установления остаточного срока годности потребительских товаров, при которой в целях оптимизации издержек на производство, хранение и доставку потребительских товаров значение остаточного срока годности потребительских товаров на момент поставки устанавливается в результате переговоров между торговой сетью и поставщиком и учитывает другие условия переговоров, а также индивидуальные особенности товарной категории и фактическую оборачиваемость по категории в торговой сети.
Также Комиссия приняла решение считать добросовестной такую практику заключения и исполнения договоров поставки сезонных товаров (сельскохозяйственной продукции), которая в целях оптимизации издержек на производство, хранение и доставку товаров, предусматривает планирование поставок товаров в форме индикативных планов, согласованных сторонами при заключении договора поставки и оперативно уточняемых по результатам сельскохозяйственного сезона (фактически собранного урожая). Индикативные планы должны учитывать предполагаемую динамику открытия/закрытия торговых объектов торговой сети, сезонные колебания продаж товарной группы и конъюнктуру рынков сельскохозяйственной продукции, маркетинговую активность поставщика и торговой сети.
Статс-секретарь, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов прокомментировал решения Комиссии: "Министерство промышленности и торговли Российской Федерации на протяжении многих лет осуществляет мониторинг интеграции решений Комиссии в деловой оборот. На наш взгляд, прошедшее заседание Комиссии было очень продуктивным с точки зрения принятия важных отраслевых решений. Вопросы планирования заказов, выставления штрафов и повышения прозрачности рынка долгое время являются ключевыми во взаимодействии поставщиков и сетевого ритейла. Тот факт, что участники рынка смогли прийти к компромиссу и выработать общую позицию по ним показывает, что Комиссия - эффективный и действующий инструмент развития саморегулирования в стране. Очень важно, чтобы принятые добросовестные практики были воплощены в жизнь и неукоснительно соблюдались всеми участниками рынка".
Заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации Оксана Николаевна Лут прокомментировала решения Комиссии: "Механизм саморегулирования способствует развитию цивилизованного рынка розничной торговли в нашей стране. Это подтверждает разнообразие и актуальность вопросов, рассматриваемых в рамках Комиссии. Большое значение имеет не только сам факт разрешения спорных ситуаций, но и соблюдение положений Кодекса и решений Комиссии всеми участниками товаропроизводящей цепочки. Мы считаем важным исполнение добросовестных правил не только в целях развития честной конкуренции и формирования единых правил игры, но и для повышения эффективности бизнеса как поставщиков, так и торговых сетей".
Руководитель Российской системы качества Максим Протасов прокомментировал решения Комиссии: "Прошедшее заседание Комиссии показало, что работа по построению системы саморегулирования вышла на новый уровень. Об этом говорят изменения в структуре Комиссии, а также разноплановость и глубина рассматриваемых вопросов. Важно, что свою всестороннюю готовность внедрять принятые практики подтвердили и поставщики, и, главное, сети. Это безусловно, поможет усилить взаимовыгодное партнерство и будет способствовать развитию продовольственного рынка в целом".
Председатель Президиума АКОРТ Сергей Юрьевич Беляков прокомментировал решения Комиссии: "Это было первое заседание Комиссии, в котором я понимал участие как представитель АКОРТ. И само заседание Комиссии и результаты рассмотрения конкретных кейсов подтверждают очень важный тезис - участники отношений поставщик-торговая сеть-потребитель могут эффективно разрешать споры, обобщать складывающееся на рынке практики и выделять из них добросовестные и не добросовестные. Именно в этом я вижу успех не только Комиссии, а самого института саморегулирования. Особо отмечу роль, которую демонстрируют представители разных отраслевых союзов в Комиссии - это роль не лоббистов отдельных групп, а роль арбитров, рассматривающих споры с точки зрения принципов справедливости и равноправия. Это залог формирования партнерских отношений и их развития. В конечном итоге интересы у нас общие - развитие бизнеса всех участников наших отношений и удовлетворение спроса со стороны потребителя".
Председатель НКО Ассоциация участников потребительского рынка "Межотраслевой Экспертный Совет" ("Совет потребительского рынка"), Председатель Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ Александр Иванович Борисов прокомментировал решения Комиссии: "XVII заседание Комиссии по применению КДП, которое впервые прошло под руководством избранного председателя А.В. Шаронова, продемонстрировало несколько новых тенденций. Во-первых, по ряду кейсов, представленных ассоциациями поставщиков, решения были приняты целиком на основе действующих статей Кодекса. Это свидетельствует, с одной стороны, о том, что существующий КДП является вполне эффективным и всесторонним документом. Однако, с другой стороны, участники рынка еще недостаточно знают его положения и не всегда готовы применять их к конкретным ситуациям. Во-вторых, как минимум, по двум представленным кейсам комиссия отказалась от жесткой регламентации и ограничилась рекомендациями, направленными на повышение эффективности взаимной информации и конструктивного диалога между сторонами. Таким образом, комиссия продемонстрировала понимание того, что далеко не все особенности взаимоотношений поставщиков и сетей могут, и должны быть строго кодифицированы. Наконец, выстраивая долгосрочную политику совместных действий, члены Комиссии пришли к выводу о необходимости формировать единый подход по такому, например, вопросу, как унифицированный чек-лист для проведения аудита качества потребительских товаров. Такой подход закладывает основу и для других подобных предложений. В целом же все это указывает на то, что в деятельности Комиссии наступил новый более конструктивный этап".
Член Совета директоров НП "Содружество производителей фирменных торговых марок "РусБренд", Президент Союза Производителей Алкогольной Продукции (СПАП) Игорь Борисович Косарев прокомментировал решения Комиссии: "Прошедшее заседание Комиссии можно охарактеризовать, как очень конструктивное. И хотя каждый вопрос вызвал серьезные споры, тем не менее компромиссные решения были найдены по всем девяти. Члены Комиссии констатировали повторение целого ряда претензий, таких как несоразмерные штрафы и их безакцептное списание, непропорциональные условия договоров, и так далее. Данные темы уже обсуждались Комиссией и решения по ним приняты, однако факт повторения претензий говорит, что эти решения во многом остались на бумаге. Поэтому, одним из ключевых моментов работы Комиссии и отраслевых союзов должно стать воплощение решений в конкретные контракты. Без этого, даже при полном взаимопонимании, ни о каком действенном саморегулировании говорить не приходится".
В XVII заседании Комиссии приняли участие член Президиума АКОРТ, Президент и член Совета Директоров "М.Видео" Тынкован Александр Анатольевич, Председатель Президиума АКОРТ Беляков Сергей Юрьевич, Председатель Совета ПО "РОСТ", Собственник сети "Тэмле", г. Набережные Челны Сулейманов Ринат Анварович, Руководитель АНО "Российская система качества" Протасов Максим Александрович, Омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере регулирования торговой деятельности и Председатель Правления Национального союза производителей молока "Союзмолоко" Даниленко Андрей Львович, Вице-президент холдинга "Русский Стандарт", Член Совета директоров НП "Содружество производителей фирменных торговых марок "РусБренд", Президент Союза Производителей Алкогольной Продукции (СПАП) Косарев Игорь Борисович, Председатель НКО Ассоциация участников потребительского рынка "Межотраслевой Экспертный Совет", Председатель Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ Борисов Александр Иванович, Председатель Союза потребителей РФ Шелищ Пётр Борисович, Президент Московской школы управления "СКОЛКОВО" Шаронов Андрей Владимирович..