На XXII заседании Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик приняла ряд решений, направленных на повышение эффективности взаимодействия между участниками потребительского рынка в процессе обмена товаросопроводительными документами, установления и применения штрафных санкций, а также урегулирования разногласий и разрешения споров относительно величины и порядка применения таких штрафных санкций.

Комиссия приняла решение считать добросовестной практику установления в договоре поставки штрафных санкций за непредставление и/или за несвоевременное представление товаросопроводительных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами и договором поставки, соразмерных последствиям нарушения обязательства. 

Также Комиссия приняла решение считать недобросовестной практику несвоевременного (то есть с превышением срока, предусмотренного договором поставки и действующим законодательством) представления и/или непредставления (уклонения от представления) поставщиками товаросопроводительных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами и договором поставки, а также товаросопроводительных документов, исправленных в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и договора, в случаях выявления торговой сетью ошибок и (или) некорректных сведений в указанных документах при приемке товаров. Комиссия рекомендует торговым сетям во избежание несоответствия товаросопроводительных документов данным электронной системы документооборота и автоматического заказа своевременно (в срок, предусмотренный договором или признаваемыми обеими сторонами договоренностями) осуществлять в электронной системе документооборота и автоматического заказа изменение цен, согласованное сторонами договора поставки (в том числе в рамках проведения мероприятий по продвижению потребительских товаров).

Кроме того, Комиссия приняла решение признать недобросовестными практики направления уведомления о применении и оспаривания штрафных санкций, предусмотренных договором поставки, за пределами срока, предусмотренного договором поставки. При этом Комиссия приняла решение признать добросовестной практику установления в договоре поставки одинаковых для сторон договора сроков для направления уведомления о применении штрафных санкций и для предоставления мотивированных возражений на уведомление о применении таких штрафных санкций, а также практику уведомления контрагента о несогласии с применением и/или размером штрафных санкций в течение не более 5 рабочих дней с момента получения уведомления о применении к нему штрафных санкций, при этом мотивированные возражения на уведомление о применении штрафных санкций должны быть представлены контрагенту в сроки, предусмотренные договором поставки. Комиссия обращает внимание, что в случае соблюдения указанного срока уведомления о несогласии с применением и/или размером штрафных санкций, обе стороны должны предпринять все добросовестные и разумно возможные усилия для урегулирования спора о применении / размере штрафных санкций в разумный срок и не производить в одностороннем порядке зачеты или удержание сумм штрафных санкций в течение срока такого урегулирования

Председатель Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик и Президент Московской школы управления "СКОЛКОВО" Шаронов Андрей Владимирович прокомментировал решения Комиссии: "Урегулирование споров между поставщиками и торговыми сетями происходит на разных уровнях: и между самими компаниями, и между ассоциациями, и на заседаниях комиссии. Это заседание позволило продвинуться в разрешении конкретных вопросов - об обмене товаросопроводительными документами, установлении и применении штрафных санкций, а также урегулировании разногласий и разрешении споров относительно величины и порядка применения штрафных санкций. На мой взгляд, работа комиссии вносит определённый вклад в достижение договорённостей основных участников рынка".

Руководитель Российской системы качества Максим Протасов прокомментировал решения Комиссии: "Принятие решений, направленных на установление добросовестных норм документооборота, применения штрафных санкций, и, главное, на введение принципов зеркальности относительно сроков рассмотрения спорных вопросов и размеров применяемых штрафов, говорит о выходе Комиссии на качественно-новый уровень работы. Теперь очень важно обеспечить качественное внедрение принятых норм в деловой оборот всех игроков рынка без исключения".

Председатель НКО Ассоциация участников потребительского рынка "Межотраслевой Экспертный Совет" ("Совет потребительского рынка"), Председатель Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ Александр Иванович Борисов прокомментировал решения Комиссии: "Рассматривая возникающие конфликтные ситуации в процессе обмена товаросопроводительными документами при установлении штрафных санкций, их величины и порядка применения, Комиссия пришла к выводу о том, что пяти рабочих дней с момента получения уведомления о штрафе достаточно для того, чтобы представить контрагенту свои возражения. Более подробные мотивированные возражения должны быть представлены в сроки, указанные в договоре поставки. При этом члены Комиссии опирались на решение, принятое на X заседании Комиссии от 24.04.15 г., где добросовестной практикой признается согласование в договоре поставки поставщиком и торговой сетью исчерпывающего и закрытого перечня документов, относящихся к поставкам товара и являющихся необходимым условием для оплаты поставленных товаров. По сути, это признание того, что следовало бы разработать некий минимум обязательных требований, составляющих основу типового договора, на которую контрагенты могли бы впоследствии накладывать все другие важные для них условия. Типовая основа тем более важна в условиях все более широкого использования электронного обмена данными".

Председатель Координационного совета Союза независимых сетей России, Генеральный директор торговой сети «Победа» Дмитрий Шадрин прокомментировал решения Комиссии: "В коммерческих взаимоотношениях торговых сетей и поставщиков ключевую роль играет поставка товара,  это суть коммерческих отношений. «Поставка товара» - очень ёмкое понятие, успешная и долгосрочная работа по поставке товара требует детального согласования большого круга конкретных вопросов, образующих «условия поставки товаров», вызывающих на практике разногласия и конфликты. На ХХII заседании Комиссии было уделено внимание обсуждению и установке общих подходов по договорному регулированию правил предоставления товаросопроводительных документов и санкций за их отсутствие, по порядку, срокам и, это очень важно - соразмерности санкций последствиям нарушения обязательств. Сделан еще один шаг на пути к предсказуемым  комфортным условиям ведения бизнеса в торговле. Надеемся на внедрение всеми участникам рынка этих подходов в договорную работу, в практику".

В XXII заседании Комиссии приняли участие член Президиума АКОРТ, Президент и член Совета Директоров "М.Видео" Тынкован Александр Анатольевич, Председатель Президиума АКОРТ Беляков Сергей Юрьевич, Руководитель АНО "Российская система качества" Протасов Максим Александрович, Омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере регулирования торговой деятельности Даниленко Андрей Львович, Вице-президент холдинга "Русский Стандарт", Член Совета директоров НП "Содружество производителей фирменных торговых марок "РусБренд", Президент Союза Производителей Алкогольной Продукции (СПАП) Косарев Игорь Борисович, Председатель НКО Ассоциация участников потребительского рынка "Межотраслевой Экспертный Совет", Председатель Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ Борисов Александр Иванович, Председатель Союза потребителей РФ Шелищ Пётр Борисович, Председатель Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик и Президент Московской школы управления "СКОЛКОВО" Шаронов Андрей Владимирович.

На очередном заседании, Комиссия оперативно приняла нужные и полезные для всех участников рынка решения. Ясно подтверждено положение Кодекса добросовестных практик в отношении заключения договора поставки «на всякий случай», т.е. когда договор подписан, а заказов розничная сеть не делает. Упущенная выгода поставщика в случае отсутствия заказа от ритейлера в установленный договором срок будет компенсирована неустойкой прописанной в договоре поставки. Это решение должно привести к еще более точному планированию сторонами договора своей деятельности, эффективной, взаимовыгодной работе между поставщиками и торговыми сетями