Издание: Мое дело магазин
Ссылка на первоисточник: http://www.moyo-delo.ru/ru/home/item/1776-rabotat-na-sovest.html
Кодекс добросовестных практик – результат самоорганизации игроков рынка розничной торговли. Именно поэтому он достаточно эффективен, хотя и не имеет силы закона. Изначально кодекс в большей степени учитывал интересы крупных ритейлеров и производителей, однако со временем стал эффективным инструментом и для небольших сетей. После введения санкций все чаще появляется информация, что некоторые игроки рынка немотивированно повышают цены на продукцию, так что объединение вокруг кодекса становится все более актуальным.
Свой взгляд на ситуацию излагает Ринат Сулейманов, член Координационного совета союза НСР, представитель Союза НСР в Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик.
Закон «О торговле» лишь в общих чертах регулирует практику взаимоотношений участников рынка. Наиболее острые моменты, связанные с размерами штрафов, оплатой различных услуг, в законе не прописаны. Несмотря на влияние лоббистских групп и популистов в Госдуме, правительство поддерживает саморегулирование этих вопросов участниками рынка. Площадкой для диалога сетей и поставщиков стал Межотраслевой экспертный совет (МЭС). А его главным документом – Кодекс добросовестных практик, работу которого администрирует Комиссия по применению, созданная при МЭС. Этот свод правил позволяет в рамках саморегулирования взаимоотношений между сетями и поставщиками приходить к единой оценке добросовестности того или иного кейса. Кодекс не имеет силы закона, и наказать за его неисполнение не получится, но его нарушение влечет за собой серьезные репутационные риски для нарушителя.
Все компании, подписавшие кодекс, четко понимают: если участники рынка не научатся сами договариваться между собой, власть будет вводить новые, более жесткие законодательные ограничения, в которых никто не заинтересован. Рынок должен регулироваться не борьбой лоббистских групп, а договоренностями представителей бизнеса.
Чтобы придать кодексу более действенную силу, комиссией и Межотраслевым экспертным советом была разработана форма дополнительного соглашения к договорам поставки. Эта инициатива была поддержана правительством, документ одобрен Федеральной антимонопольной службой России. Дополнительное соглашение уже начало работать среди членов Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Мы уже видим активность «Магнита», X5 Retail Group, «Дикси» в этом направлении и одобрение, которое получают федеральные сети со стороны правительства.
Я призываю всех своих коллег внимательно отнестись к этой инициативе, в ближайшее время присоединиться к кодексу, проинформировать поставщиков о подписании дополнительных соглашений к договорам поставки в следующую переговорную кампанию и до конца 2014 года подписать эти соглашения. Дело не только в политической важности такого шага. Кодекс и дополнительные соглашения – это реальный инструмент отстаивания своих прав в диалоге с крупными поставщиками. Используя кодекс, мы получаем реальную возможность регулирования взаимоотношений с крупными поставщиками и использования площадки МЭС для решения спорных ситуаций.
Кодекс регулирует множество практических ситуаций из повседневной практики отношений с поставщиками. Например, речь может идти о соразмерности штрафов за несоблюдение объемов закупки товара. Если речь идет о крупном поставщике с серьезными юридическими ресурсами, региональной сети может быть сложно отстаивать свои права. Как правило, стандартные договоры федеральные поставщики практически не корректируют, заставляя небольшие сети подписывать свои формулировки. Например, если указанный в договоре объем товара не выбран на 100%, поставщик может лишить всего бонуса целиком. Апеллировать к договору в случае возникновения спорной ситуации практически невозможно. В таком случае можно ставить перед Комиссией МЭС вопрос о недобросовестной практике. Эта работа позволяет улучшать договорные условия региональных сетей и приближать их к условиям федеральных ритейлеров по штрафным санкциям и другим неценовым условиям взаимоотношений.
Как собственник региональной сети, считаю присоединение к кодексу и подписание дополнительных соглашений к договору поставки моей защитой во взаимоотношениях с крупными поставщиками. Представительство Союза НСР в Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик в моем лице дает возможность отстаивать интересы союзников на этой площадке.
Комиссия организована таким образом, чтобы обеспечить максимальную объективность в принятии решений. В нее входит по три представителя от сетей и поставщиков и три независимых эксперта. Независимые арбитры – это, как правило, сильные юристы, практики бизнеса. Решения комиссии формулируются очень грамотно и содержат аргументированную позицию. Имея на руках подобное решение, можно повысить свои шансы и при судебном разбирательстве конфликта.
О Кодексе добросовестных практик
В декабре 2012 года семь ведущих отраслевых союзов и ассоциаций участников потребительского рынка (АКОРТ, «Русбренд», «СОЮЗМОЛОКО», «Руспродсоюз», Национальная мясная ассоциация, Рыбный союз, Ассоциация производителей и потребителей масложировой продукции), Комитет по потребительскому рынку ТПП РФ и Союз потребителей РФ подписали «Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров». В церемонии подписания принял участие 1-й заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов, руководители Министерства промышленности и торговли, Федеральной антимонопольной службы и Министерства экономического развития. В 2013 году кодекс подписали Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности (СОЮЗЛЕГПРОМ) и Союз независимых сетей России. Также в течение 2013 года к кодексу присоединились участники потребительского рынка Рязанской, Московской, Калужской и других областей.
В апреле 2014 года Комиссия по применению кодекса утвердила форму дополнительного соглашения к договору поставки и договору об оказании услуг по продвижению потребительских товаров, обеспечивающего внедрение в договорные практики взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками норм Кодекса добросовестных практик. Дополнительное соглашение предусматривает, что стороны договора: 1) присоединяются к Кодексу добросовестных практик; 2) согласны с применением к правоотношениям между ними Кодекса добросовестных практик, включая «Положение о Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик»; 3) согласны на передачу споров по вопросам применения Кодекса добросовестных практик на рассмотрение Комиссии по применению кодекса в порядке, предусмотренном Положением «О Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик». В июне 2014 года ФАС России письмом № АК 24749/14 от 20.06.2014 сообщила, что «замечаний к тексту дополнительного соглашения не имеет».
Цели Кодекса добросовестных практик