Издание: КоммерсантЪ-Власть
Ссылка на первоисточник: http://www.kommersant.ru/doc/2365853
Год назад крупнейшие российские ритейлеры совместно с профессиональными ассоциациями производителей подписали Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров. Тем самым была обозначена окончательная смена вектора в бизнес-процессах отечественной торговли, которые до этого участники рынка характеризовали не иначе как "конфронтацию".
Заговор против хлеба и молока
Слухи о немалых взятках, которые платят поставщики, чтобы их товар попадал на полки супермаркетов, принадлежащих крупным федеральным сетям, и о колоссальных штрафах, которые эти же сети налагают за недопоставку товара, последние годы неоднократно муссировались даже среди людей, далеких от торговли. Подозревали заговор против отечественных производителей, хозяевами положения называли ритейлеров, поставщики представлялись бесправными просителями.
Однако за последние несколько лет федералы продемонстрировали удивительное единодушие в стремлении преодолеть застарелые конфликты, а заодно обнаружили, что производители мыслят с ними в унисон. В декабре 2012 года совместно с профессиональными союзами поставщиков в присутствии первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова был подписан Кодекс добросовестных практик, который, по признанию ритейлеров, с этого момента стал основным руководством к действию во взаимоотношениях с контрагентами. Ссылки на него теперь включены в тексты договоров, заключаемых с поставщиками, а кроме того, в рамках Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка была создана согласительная комиссия, которая на практике занялась воплощением положений кодекса в жизнь.
Как известно, согласие достижимо в том случае, если основополагающий документ признают все участники процесса. А кодекс, как было установлено, будет периодически пополняться решениями комиссии. На правительственном уровне это решение одобряют. "Для нас важно, чтобы решения комиссии становились частью Кодекса добросовестных практик и соблюдались как торговыми сетями, так и поставщиками продовольственных товаров,— говорит заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.— Если сети станут включать положения кодекса в договоры с поставщиками, конфликтных ситуаций будет меньше".
Проштрафившиеся
Сейчас в комиссию входит по три представителя от поставщиков и сетей, а также три независимых эксперта, рассказывает Илья Якубсон, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Комиссия рассматривает обращения от участников рынка, а также типовые кейсы. Выработанные ею позиции становятся обязательными для исполнения. "Решения, которые мы приняли на последних заседаниях, серьезно меняют сложившуюся практику и снимают одновременно множество претензий",— говорит Якубсон.
В качестве одного из важнейших постулатов, принятых комиссией, все участники рынка единогласно называют решение об обоюдной ответственности за недопоставку или несвоевременную поставку товара, которое было объявлено совсем недавно, в ноябре этого года.
Раньше вся вина за то, что товар не оказывался в магазине вовремя либо в нужном объеме, лежала на поставщиках, а торговая сеть вроде бы была ни при чем. Теперь за необоснованный отказ в принятии товара или несвоевременный его прием торговая организация будет расплачиваться точно так же, как и тот, кто этот товар произвел и попытался доставить.
Кроме того, снизили максимальный порог тех самых штрафов, о которых раньше говорили с придыханием. Это, кстати, неудивительно, ведь они могли достигать 50% от общей стоимости недопоставки. Теперь же максимальная величина штрафных санкций за недопоставку установлена в размере 15%. Дискриминация в этом вопросе ликвидирована, отмечает Виктор Евтухов и добавляет: "Теперь главное, чтобы торговые сети исполнили принятое решение и отразили в договорах поставки принятый размер штрафов. Причем это необходимо сделать не через год, а уже в ближайшее время".
Без госконтроля
Немалую роль в том, что ритейлеры и поставщики пошли друг другу навстречу, сыграло, как ни странно, государство, вернее, нежелание операторов рынка играть по правилам, навязываемым сверху. Одна и та же проблема крупным поставщикам видится одним образом, мелким — совершенно другим, и попробуй угадай, что написать в законе, который должен быть один для всех. Скажем, крупные торговые сети избалованы вниманием поставщиков, которые стремятся выложить свой товар на полки сразу многих магазинов, подписав один-единственный договор. А сети помельче говорят об обратном: трудно договориться с крупными поставщиками, приходится уговаривать.
Попытаться предусмотреть решение таких проблем в рамках закона совершенно невозможно, зато в рамках саморегулирования вполне реально. "Государственное регулирование в экономике — это тупиковый путь. Невозможно прописать законодательно правила поведения на все случаи жизни",— говорит исполнительный директор АКОРТ Андрей Карпов. По его мнению, субъекты экономики должны самостоятельно определять правила игры и самостоятельно же их контролировать. "В итоге должно стать плохим тоном несоблюдение кодекса, неследование кодексу",— надеется Карпов.
Кроме прочего новый документ позволяет разрешать споры между поставщиками и торговыми сетями, не прибегая к помощи судебных инстанций, отмечает Дмитрий Востриков, директор по развитию ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз".
И тем не менее, разрабатывая Кодекс добросовестных практик, участники рынка опирались именно на госструктуры. Их поддержкой необходимо было заручиться, чтобы затем не возникало непримиримых разногласий с действующим законодательством. Да и вообще — так оно спокойнее. "Разработка документа велась в соответствии с 12-й статьей закона о торговле, а кроме того, он был согласован с Федеральной антимонопольной службой, поддержан профильным Министерством промышленности и торговли и правительством Российской Федерации",— свидетельствует Андрей Карпов. В ФАС не только поддержали документ, но и разместили его текст на своем официальном сайте.
Приоритет покупателя
Одно обстоятельство долгое время удручало отечественных производителей — цена, по которой они могли продать свой товар. Политика крупных ритейлеров в прошлом была направлена на снижение закупочной стоимости, причем в ряде случаев это приводило к тому, что снижалось и качество товара, а это уже недопустимо, рассуждают участники рынка.
Конечно, никто не говорит о том, что теперь, когда отношения из стадии конфронтации перешли в созидательную фазу, сети станут покупать товар по любым ценам, которые предложат поставщики. "Ритейл — это совокупность тысячи деталей и баланс множества интересов. Будет лукавством сказать, что нас не волнует прибыль,— отмечает Илья Якубсон.— Но сеть, нацеленная на долгосрочную работу и развитие, не может снижать себестоимость за счет качества. Поэтому мы ориентируемся на интересы покупателей, а покупатели хотят качественный товар по справедливой цене в чистом и удобном магазине". По мнению главы АКОРТ, речь идет и о безопасности продукта, который должен соответствовать установленным нормам и требованиям. "Закупочная стоимость — это всего лишь результат переговорного процесса, в котором качество не тема для уступок",— подытоживает Илья Якубсон.
Не все знают о том, что торговые сети отбраковывают большое количество продукции, не соответствующей заявленному качеству. Другой вопрос — где потом производитель реализует данную продукцию. "Обычно она достается менее требовательным организациям — небольшим магазинам и продовольственным рынкам",— делится наблюдениями Андрей Карпов. По его утверждению, торговые сети тратят значительные финансовые средства на отбор и проверку качества поставляемой продукции. Существует входной контроль при поставке продукции в распределительные центры торговых сетей и непосредственно в магазины, действуют мини-лаборатории по проверке качества продукции.
К тому же в АКОРТ принято решение о создании комитета по качеству, который будет состоять из представителей служб качества торговых сетей, представителей производителей и поставщиков. "Это позволит оперативно обмениваться информацией о случаях поставки некачественной продукции, фактический состав которой не соответствует информации на этикетке или принятым нормативам",— говорят в ассоциации. Будут составляться списки поставщиков, допускающих нарушения, которые затем передадут в государственные контролирующие организации.
Парадокс желания
Федеральные торговые сети в какой-то момент стали походить на капризную красавицу, у которой множество поклонников, а она от них устала и если даже соглашается потанцевать, то весь вечер по любому поводу надувает губки. В адрес федералов постоянно неслись упреки: в сети сложно попасть, они всем отказывают, с ними трудно работать, они без конца выставляют новые требования. Но в то же время большинство производителей стремились и стремятся оказаться на их полках, которых, как выясняется, попросту недостаточно.
"Все эти претензии возникают по причине того, что сто процентов поставщиков хотят оказаться на полках сетевой розницы, которая на рынке занимает 20%, разве что доля продуктовой розницы доходит до 30%",— объясняет Андрей Карпов. Он считает, что долю организованной торговли необходимо увеличивать и дальше. "По насыщенности как торговыми площадями, так и сетевыми магазинами Россия все еще отстает от европейских стран",— напоминает исполнительный директор АКОРТ.
Торговые и логистические центры строятся, но это, конечно, продлится еще долго. Радует тот факт, что от бесконечных изматывающих тяжб и никуда не приводивших споров участники рынка перешли к мирному процессу, в котором довольно быстро можно найти взаимопонимание по ключевым вопросам.