22 декабря 2015 года на 40-м заседании Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС) подписано соглашение участников потребительского рынка о внесении изменений в Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров.
В условиях меняющейся экономической конъюнктуры участники Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка – ведущие объединения производителей и торговых сетей – пришли к согласию о внесении поправок в Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров в части статьи 8 Кодекса "Согласование изменения цены потребительских товаров/услуг", регламентирующей изменение условий договора поставки.
Участники потребительского рынка утвердили следующую формулировку статьи восьмой Кодекса добросовестных практик "Согласование изменения цены потребительских товаров/услуг" и обязуются следовать обозначенным в ней нормам.
Статья 8. "Согласование изменения цены потребительских товаров/услуг"
При согласовании изменения цены потребительского товара по договору поставки должна обеспечиваться прогнозируемость, предсказуемость, однозначность и экономическая обоснованность, обеспечивающие контрагентам возможность достигнуть соглашения о новых ценах или, если соглашение не достигнуто, осуществить поиск альтернативного контрагента.Не допускается включение в договор поставки положений, ограничивающих возможности или вводящих ограничения, или моратории для поставщика или торговой сети направлять контрагенту предложения по изменению условий договора о цене. При этом срок изменения цен должен соответствовать установленному в договоре поставки товара, но в любом случае не должен превышать 30 (тридцати) календарных дней от даты получения уведомления об изменении цены потребительского товара. Срок предоставления стороной-получателем подтверждения стороне-инициатору о поступлении нового прейскуранта для согласования цен не должен превышать 2 (двух) рабочих дней от даты направления предложения стороной-инициатором. В случае резких изменений ключевых факторов, влияющих на ценовую конъюнктуру рынка потребительских товаров, в том числе курса рубля к валютам стран-экспортеров товаров в Россию, нормативной базы, биржевых цен на сырье или процентных ставок сроки согласования уведомления по вышеописанной процедуре могут быть сокращены по решению Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка. Если сторона договора направила второй стороне несколько отличных друг от друга уведомлений об изменении цены относительно одного и того же артикула (артикулов) товара, то срок согласования изменения цены товара отсчитывается от даты получения последнего по времени отправки уведомления. Если в течение срока согласования изменения цен сторонами не достигнуто соглашение по новой цене, штрафные санкции к поставщику при прекращении поставок потребительского товара по старой цене и к торговой сети при отказе от приобретения потребительского товара по новой цене не применяются. Торговая сеть не вправе требовать от поставщика предоставления информации об установлении поставщиком новых цен иным торговым сетям (в том числе результаты ценового мониторинга и/или информацию о структуре себестоимости) и/или подтверждений/доказательств, что другие торговые сети приняли новые цены.
Соглашение подписали "Ассоциация компаний розничной торговли" (АКОРТ), "Русбренд", "СОЮЗМОЛОКО", "Руспродсоюз", "Национальная мясная Ассоциация", "Рыбный Союз", "Союз независимых сетей России" (СНСР), "Союз производителей алкогольной продукции", "Российская гильдия пекарей и кондитеров", а также Союз потребителей России.